Внутренняя философская тема повести стругацких


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице вы увидите большое собрание статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на части подобно стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

например, давая портрет Малыша, Стругацкие не раз подчеркнут следующее: «Кожа у него была темная, почти черная, и блестела, словно покрытая маслом» (53); «Жуткое, неприятное лицо, и вдобавок— мертвенного, синевато-зеленоватого оттенка, лоснящееся, словно смазанное каким-то жиром» (83). Это то ли лицо «дикаря» в боевой раскраске, «смазанное жиром» (скажем, по романам Г. Р. Хаггарда), то ли лицо «черта». Ведь в древнерусской традиции «черт» так и изображался. Например, в известной «Повести о Савве Грудцыне» купеческий сын Савва, попав во владения «древнего змия сатаны», первым делом видит «множество юношей крылатых стоящих: лица же их овых сини, овых

189

багряны, иных же яко смола черны» . Читатели, естественно, могут не осознавать (рассудочно) все эти обращения писателей к традиции, но именно эти обращения и определяют читательское восприятие. Впрочем, Стась в повести и открыто заявляет в споре с Майкой: «Оборотень это, если хочешь знать! А не человек» (109).

Итак, первоначально образ Малыша раскрывается в традиционных значениях (их условно можно было бы назвать масками) «дикаря» и «оборотня». «Фантастическое это было зрелище: привычные стены каюткомпаний, ванильный запах от пирожных, все такое домашнее, обычное— только странный лилова-тый свет и на этом свету на полу гибкое, плавное и стремительное маленькое чудовище. И тревожный рубиновый огонек на пульте» (100).

Значениям «дикарь» и «оборотень» соответствует и отношение Малыша к людям. Первоначально оно такое—мне плохо от вас, уходите быстрее. Комов спрашивает:

«— От каких действий людей тебе плохо?

— От всех. Они есть или могут придти—это плохо. Они уйдут навсегда—это хорошо» (100).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше