Вечные вопросы человеческого бытия


Приветствуем Вас на нашем сайте! На данной странице нашего портала вы по достоинству можете оценить широкий сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Однако в образе Малыша есть и другие краски. Поведение героя при первом появлении на корабле представляет собой смесь нечеловеческого («дьявольского») и детского. И вот по мере реализации программы Комова это детское все более и более начинает усиливаться. Малыш поразительно быстро овладевает земными играми, его восхищают мяч и шахматы, в нем бурлит неуемное детское любопытство, которое, соединяясь с фантастической способностью героя усваивать информацию, делает его очень скоро своеобразным «маленьким ученым». Так новые значения «ребенок» и «ученый» в образе героя постепенно вытесняют прежних «оборотня» и «дикаря». И наступает момент, когда Малыш говорит: «Это было хорошо. Я никогда не знал, что бывает так хорошо» (128). Но тут же оказывается, что то новое «хорошо» лишь усиливает прежнее «плохо»: «Не могу забыть,— продолжает Малыш.— Не помогает. Никакое удовольствие не помогает. Больше не зови меня играть. Мне плохо, а сейчас еще хуже. Скажи ему (Комову.—E. H.), чтобы он думал скорее. Я разорвусь пополам, если он не придумает. У меня внутри все болит. Я хочу разорваться, но боюсь. Поэтому не могу» (129).

Но мы уже знаем, что ничего Комов (как, впрочем, и Майка) придумать не может. Страдания маленького героя, оказавшегося в тисках между двумя абсолютно чуждыми друг другу цивилизациями, открыто обнажают общую неправоту противоположных позиций У (Комова) и -У (Майки), о которых уже говорилось. Эта общая неправота в конечном счете отражает неспособность позиций У и -У порознь, в отдельности решить то главное противоречие, которое обнажает внутреннюю философскую (и уже совсем не фантастическую) тему повести Стругацких и о котором свидетельствует наивный детский вопрос Малыша в эпилоге:

«— Тогда что же такое человек? Что же такое человек совсем?» (154).

Это вопрос, как говорится, без ответа, и обращен он, надо полагать, не столько к Стасю (весьма смутно представляющему, «как можно


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше