Сказочная структура фантастического мира,


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего портала вы найдете обширный цикл статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Признание Малыша равным целой цивилизации есть признание абсолютной нравственной ценности его личности, человеческой ли («родной»), нечеловеческой ли («неродной»)—теперь уже совсем не важно. И это означает признание за самим Малышом права выбора. Так и получается в эпилоге. Земляне покидают планету, оставив, однако, для Малыша канал связи со спутником, на котором находятся Стась и целый отряд специалистов. И Малыш, выбрав Стася в друзья, вызывает его «всякий раз, когда ему хочется побеседовать» (153). И здесь окончательно проясняется образ маленького героя. Значения «ребенка» и «ученого», которые постепенно вытесняли «оборотня» и «дикаря», в эпилоге как бы кристаллизируются и приобретают, так сказать, концептуальный смысл. В них утверждаются, в сущности, главные, родовые, по Стругацким, черты настоящего человека. Это, во-первых, жажда познания. Стась признается, говоря о Малыше в эпилоге: «Я все время чувствую в нем какой-то азарт, скрытую буйную страсть, неописуемый, недоступный мне, к сожалению, всепоглощающий восторг узнавания» (153). И во-вторых, опять-таки замечает Стась, Малыш просто «встал и ушел, когда я однажды, к слову, принялся объяснять ему, что такое ложь...» (156).

Абсолютное неприятие лжи и «всепоглощающий восторг узнавания»—это изначальные детские качества, если говорить о нормальном, не испорченном взрослыми ребенке. А Малыш ведь на далекой холодной планете прошел именно такую—без взрослого человеческого и далеко не идеального в педагогическом смысле социума—школу. Поэтому, когда «ребенок» стал в нем вытеснять «оборотня» и «дикаря», то проявилось то, что, по Стругацким, изначально заложено в человеке, так сказать, от природы. И это естественно-детское оказывается одновременно и лучшим взрослым. Ведь «восторг узнавания» и неприятие лжи—это (и тут стоит вспомнить хотя бы повесть-сказку Стругацких «Понедельник начинается в субботу») качества, отличающие настоящего «ученого» от «лжеученого». Собственно, в образе Малыша «ребенок» и «ученый» в эпилоге сливаются воедино. Достаточно


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше