Жанрово обусловленная (сказочная) и авторская (литературная) —системы


Уважаемый посетитель! На данной странице вы сможете отыскать широкий сборник интересных статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

сослаться на сцену, в которой Малыш (как «ребенок») играет в кубики, но эта игра одновременно есть решение сложной проблемы из «области реализации абстракций в смысле Парсиваля» (155). Стась наблюдает, как в игре Малыша «вырастает сложнейшее сооружение, решительно ни на что не похожее, но тем не менее в своем роде гармоническое и странно осмысленное» (155). И перед тем, как «одним движением» (что очень подетски) смести всю эту конструкцию, Малыш покажет Стасю, где в этом сооружении находятся «узлы остывания», и попросит сообщить об этом специалистам. Гармоническое соединение черт «ребенка» (-У) и «ученого» (У), открывая родовые качества истинного человека, разрешает проблему «родной/неродной», задаваемую сказочной структурой фантастического мира, и показывает направление эволюции образа Малыша, которое схематически выглядит так: ЧП (в начале действия) У -У( в финале). Позиция Горбовского (У-У) и структура жанровых ролей в образе Малыша (тоже У-У в эпилоге), таким образом, закономерно и неслучайно совпадают. Так по-новому преломляется в повести Стругацких идущая еще от Жюля Верна традиция соединения «детскости» и «учености» в изображении героя научной фантастики (например, Паганель), подхваченная следующими поколениями фантастов и повлиявшая на образ ученого в родственных научной фантастике жанрах (Андерсен, Олеша в «Трех толстяках» и т. д.).

Повесть Стругацких «Малыш» интересна и значительна и в непосредственно содержательном плане, демонстрируя возможность тонкой разработки нравственных и философских проблем средствами приключенческой и научно-фантастической поэтики, и в плане формально-поэтическом, показывая, как на основе фундаментальной волшебно-сказочной структуры научно-фантастическое произведение может интегрировать самый различный, порой весьма далекий от сказки материал. У плохих авторов это оборачивается эклектикой, у хороших — раскрывает потенциальные возможности научно-фантастической поэтики, в которой фольклорно-сказочное и литературно-психологическое


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше