Сравнительные возможности различных методов обучения, по ю. К. Бабанскому


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего проекта вы сможете отыскать большое собрание интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь материал разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

3.3.6. Выбор методов обучения

Мы уже говорили о типах обучения и нескольких группах методов. Отмечались достоинства и недостатки тех или иных методов. Читатель заметил, что нет абсолютно хороших или плохих методов. В одном случае предпочтительными оказываются одни методы, в другом — другие. Еще в 1970-х годах дидакты (Ю.К. Бабанский с коллегами, И.Т.Огородников и его сотрудники и др.) стали проводить сравнительный анализ эффективности различных методов обучения. Выявляли возможности отдельно взятого метода для наилучшего решения учебно-воспитательных задач в различных ситуациях, подчеркивали, в каком случае один метод предпочтительнее другого, а в каком — его возможности ограничены либо даже их нет. Методика сравнительного анализа в кратком изложении такова.

Берутся 6 групп методов: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические), по проблемности (репродуктивные, проблемно-поисковые), логические (индуктивно-дедуктивные), по степени самостоятельности учащихся (под руководством учителя или без него) , нетрадиционные методы (познавательные игры, учебные дискуссии) и методы контроля (устный, письменным, лабораторным) . Каждую группу и все методы оценивают по 12-й условиям: формирование знаний, умений и навыков по развитию учащихся в разных направлениях, а также по темпу обучения (быстрым, средний, медленным). Выясняют, какой метод и в какой мере успешнее решает учебно-воспитательные задачи. Причем выбирается оптимальным вариант.

Представляет интерес сравнительная оценка возможностей различнык методов обучения, по Ю.К.Бабанскому1. Приводим схему (с. 117).

Пользуясь подобной сведенной таблицей, учитель оценивает, какой метод (группа методов) будет оптимально решать дидактические и воспитательные задачи. Ю. К. Бабанский выщвигает ряд условий, которые обеспечивают оптимальный выбор методов обучения. В их числе — опора на совокупность принципов обучения; системный подход к выбору методов и предупреждение односторонности в их выборе; сравнительная оценка возможностей различных методов, опора на аналогии по собственному опыту и др.

Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. Ю.К.Бабанского.— М.: Педагогика, 1981. — С. 43-44.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше