Аналогия дедуктивный метод


Уважаемый читатель! На данной странице нашего проекта вы сможете найти обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

логики (науки о мышлении) . И поскольку методы есть способы учебной деятельности, то они неизбежно связаны со сферой логики. Методы, выведенные из сферы логики в область учебного процесса, мы назовем логическими методами обучения. Говоря по существу, логические стороны есть в любом методе обучения. Мы же сейчас остановимся на характеристике тех, которые имеют стержневое, определяющее значение, причем речь пойдет только о формальной логике.

Сравнение. Очень справедливо утверждение К.Д.Ушинского о том, что всякая мысль начинается с сравнения. И в самом деле, если есть хотя бы два предмета, факта, явления или два показателя между настоящим и прошлым событием, фактом, то неизбежно и даже непреднамеренно возникает сравнение и вслед за этим — размышление и оценка типа: «Вася сочинение написал быстрее, чем Миша»; «Лена выше Иры»; «Эта задача сложнее предыдущей» и т. п. Различия бывают и по временному признаку: «Раньше и теперь», «Что быто — что стало», «Век минувший и век сегодняшний» и т.п. И с того момента, когда мы заметили разницу хотя бы между двумя фактами, явлениями, процессами, т.е. сравнили их, тогда и начинается череда мыслительных операций. Вот почему приемы сравнения: сличение, различение, сопоставление, противопоставление — используются по всем учебным предметам и во всех классах. Оно связано с установлением сходства и различия и отсюда — поиска отличительных признаков предметов, затем — целая цепь логических операций, завершающихся умозаключением.

Индукиия и дедукция.

Индуктивный метод или индукция это такая форма мышления, при которой общее правило выводится из положения, присущего всем единичным предметам. В учебной практике это означает, что рассматривается, например, множество фактов одного класса и из них выводят общее правило. Так, по математике изучается тема делимости на 3. Рассматривают несколько конкретных примеров -26:3; 27:3; 28:3 и обнаруживают, что на 3 без остатка делится 27. То же проделывают с числами 40:3; 41:3; 42:3 и находят, что из них только 42 делится на 3 без остатка. Решают еще. Анализируя эти числа, замечают, что, оказывается, у всех чисел, которые делятся на 3, сумма цифр делится на 3. Делается общий вывод о делимости любых чисел на 3. В изучении этой темы использован индуктивным метод.

Этот метод подходит для изучения многих тем по разным предметам, например, о плавании тел в разной среде (физика), о


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше