Проблемная познавательная задача


Приветствуем Вас на нашем сайте! На данной странице нашего сайта вы сможете найти широкий сборник статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

«+ !» — данная функция реализуется для решения задач обучения весьма успешно;

« + » — реализуется успешно; « — » — реализуется слабо.

3.3.5. Проблемные методы

Традиционный тип объяснительно-иллюстративного обучения в школе строится как система усвоения учащимися готовых знаний. Но при таком обучении мало внимания обращается на развитие творческого мышления ученика. В 1960-1970-е г. педагоги и психологи (за рубежом — Дж.Брунер — США, В.Оконь, Польша; в нашей стране М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский и др.) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний; оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует как процесс и вне процесса его нет. Само мышление - это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления -это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация содержит такие компоненты: 1) неизвестные знания; 2) про-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше