Об/ъяснительно-побуждаюший метод обучения по м. И. Махмутову


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы сможете найти большой сборник статей по теме «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

это особый тип обучения; он определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя и уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковым и исследовательский.

Проблемное изложение — это промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа собственно к проблемному обучению. При проблемном изложении даются не готовые знания (это характерно для информационного изложения) , а раскрывается проблема как поиск научной истины, в частности, в связи с чем, когда, как возникла проблема (знание о незнании, затруднение в объяснении какого-то явления, процесса), какие выдвигались версии, гипотезы, как они проверялись, какие были споры исследователей, к какому выводу они пришли, как трактуется в настоящее время решение той же проблемы. Вместе с преподавателем учащиеся следят за процессом поиска, переживают, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии или отвергают другую как несостоятельную. Словом, учащиеся оказываются в роли участников (точнее, соучастников) поиска истины, первооткрывателей.

Таким образом, при проблемном изложении преподаватель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся — активные и заинтересованные слушатели.

Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формулирует преподаватель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту по физике и т. д. Учащиеся весьма активны в поиске разных вариантов проблемных задач.

Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезу, ищут способы их проверки. Это могут быть наблюдения, опыты, моделирование, статистические методы, логические рассуждения, собственные выводы. Этот метод используется в старших классах. Он не всегда укладывается в рамки одного урока и имеет продолжение на факультативных кружковых и отчасти домашних занятиях учащихся. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше