Этапы выполнения самостоятельной работы


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы найдете цикл интересных статей на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

либо. Если эту идею рассматривать в сфере теории обучения, то это будет разновидность самостоятельной учебной работы.

В дидактике самостоятельная работа учащихся — это их индивидуальная или коллективная учебная деятельность по заданиям, но без непосредственного участия педагога, преподавателя, инструктора, учебного мастера. Ее функции сводятся к трем: образовательной, воспитательной, развивающей. Но это — глобальный подход, он не отражает специфики самостоятельной работы учащихся. Есть смысл указать на те задачи, которые она решает в обучении:

1) развитие и формирование общеучебных умений и навыков: планировать работу, выявить и подобрать источники информации, пособия, пользоваться книгой, учебником, организовать свое рабочее место и т.п.;

2) формирование у учащихся мотивов самообразования любознательности, познавательных интересов и потребностей, стремления постоянно пополнять знания, расширять кругозор;

3) развитие культуры умственного труда;

4) формирование навыков самообразования, научной организации умственного труда и учебной деятельности. Решение этих задач взаимосвязано, хотя оно не идет в той же последовательности, но по сложности начинается с простейших (организовать свое рабочее место и т. п.) и переходит к более сложным видам, в частности, умение пользоваться справочной литературой, вести записи по изучаемому материалу.

По способу выполнения самостоятельная работа бывает интеллектуальная (умственная) и мускульно-двигательная (практические действия рук и другие физические движения). По организации она проводится совместно всем классом, группой (бригадой, звеном) или индивидуально. Она включается в учебный процесс на уроке или другие формы работы, проводится на внеурочных занятиях или выполняется как домашнее задание.

В самостоятельной работе учащегося следует видеть ее внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя выражается в том, что ученик (или группа), получив задание, выполняет учебную работу без участия учителя или других взрослых. Это — внешний признак и в то же время — условие для самостоятельной работы. Но есть и внутренняя сторона, которая протекает как интеллектуальный познавательный процесс самообучения. И в самом деле, ученик самостоятельно разбирается в сути полученного задания, определяет поставленные в нем проблемы и противоречия, устанавливает данные, которые уже известны и


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше