Самостоятельная учебная работа и самообразование


Уважаемый читатель! На этой странице нашего сайта вы сможете найти большой сборник материалов под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

какие еще предстоит выяснить и найти ответ на поставленный вопрос или получить соответствующий результат. У ученика в момент самостоятельной работы проявляется активная познавательная деятельность: процесс восприятия — наблюдение, мышления, воображения, памяти. Именно внутренняя сторона самостоятельной учебной работы развивает ученика, формирует его интеллектуальные способности, умения по самообразованию.

Самостоятельная работа выполняется в несколько этапов.

1. Осознание и принятие учеником цели работы. Давая задание, учитель объясняет ее цель: изучить какие-то явления, выяснить причинно-следственные связи в них, научиться решать задачи данного класса, приобрести практические умения и т. п. Если цель учащимся ясна и принята к исполнению, то работа пойдет активно.

2. Учебная задача — это представление учашимися конкретных знаний, умений и навыков, которыми предстоит овладеть. Допустим, школьник решает примеры: 18+7=.. .; Х+7 = 25; 18+Х = 25. и т.п. На первым взгляд, выполняя задание, он приобретает вычислительные навыки, умение решать примеры разных вариантов на сложение. Конечно, эта задача не исключается, но она не главная, а сопутствующая. Учебная задача состоит в том, чтобы ученик осмыслил взаимосвязь компонентов действия сложения. Подобная учебная задача возникает и при самостоятельном выполнении других учебных заданий.

3. Учебные действия. Цель учеником принята, учебная задача осознана, далее следуют учебные действия: восприятие учебного материала, его умственная переработка и «выщача» результата — ответ решенной задачи, заученный материал, усвоенная мысль. А если это связано с мускульными действиями, то это будет двигательный навык письма, рабочей операции, игры на музыкальном инструменте, спортивной игры и т.п. Разумеется, некоторые операции учебных действий ученику придется многократно повторять, чтобы усвоенные знания, умения и навыки были безошибочными, прочными, устойчивыми.

4. Самоконтроль. Умение проверить себя, оценить результат своих учебных действий — это существенный элемент самостоятельной работы. В этой самопроверке, естественно, есть субъективным момент. Ведь ученик, если не испытывал трудностей при работе, то как правило, считает, что задание он выполнил правильно, без ошибок. Тогда у него не возникает и намерения проверить самого себя. А если и появляется такое желание, то он предпочитает обратиться к другим людям, которые оце-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше