Формы обучения. Виды деятельности


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы найдете широкий сборник материалов по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

их тоже считает синонимами1. В этой терминологической разноголосице читателю нехитро запутаться. Поэтому самым кратким образом мы тоже выскажем наше толкование этих терминов и понятий, опираясь на их философское толкование.

«Содержание и форма» представляет общую группу («гнездо») взаимодействующих категорий, утверждают философы2. Содержание представляет совокупность признаков явления, процесса и отвечает на вопрос «что?». А форма дает ответ на вопрос «как?» (В. П. Тугаринов).

Форма есть: а) внешнее выражение (границы) содержания; б) внутренняя его организация, структура, т.е. способ «соединения элементов, частей определенного содержания»; в) части, виды «одного и того же содержания»3. Если следовать такому пониманию соотношения содержания и формы, то, во-первых, термин «формы обучения» вполне охватывает и внешнее выражение, и внутреннюю структуру (организацию) содержания образования и учебного процесса, и часть (виды) одного и того же содержания. Следовательно, остальные термины суть варианты нами названного. Ввиду этого мы их также принимаем за синонимы, хотя иногда говорим «формы и организация обучения».

Во-вторых, в изложении вопросов дидактики за ее «содержанием» должна следовать «форма», а потом уже методы обучения. Во многих учебных пособиях «методы обучения» излагаются до «форм». Мы после содержания предпочитаем излагать формы обучения.

О взаимосвязи содержания и формы в педагогике — а это относится и к дидактике — мы более подробно рассказали в специальной лекции «Методология педагогики»4. А сейчас добавим, что в дидактике есть еще одно понятие: тип обучения (вид обучения, по И.П.Подласому) . Об этом мы подробнее расскажем в лекции о методах обучения.

В литературе немало определений «форм» в дидактическом аспекте (Е.Я.Голант, Б.П.Есипов, И.М.Чередов, Т.А.Ильина, Н.А.Сорокин, И.Ф.Харламов, С.А. Пуйман и др.) . Общим в

 Пуйман С. А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. —Мн.: ТетраСистемс, 1999. —С. 128.

 Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова. Изд. 5-е. —М. : Политиздат, 1986. —С. 434-435; Тугаринов В.П. Избранные философские труды. —Л.: ЛГУ, 1988. —С. 71-86; 124-157.

 Тугаринов В.П. Избранные философские труды. —С. 131; 79.

 Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции. В 3-х частях, Ч.1. — Гродно, 1997. —С. 34-66.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше