Психологические основы урока


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице вы по достоинству можете оценить большой сборник статей под общим заголовком «Лекции по педагогике». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на страницы подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

вивакщей задач в определенный период, имеющая конкретное содержание, средства и гибкую структуру. Это определение тоже небезупречно. И неудивительно: сложные понятия предпочтительно не определять, а описывать. А потому далее мы перечислим признаки урока, которые, на наш взгляд, характеризуют его как форму обучения и позволяют отличить урок от других форм.

2.3.2. Основные признаки урока

— Урок — это часть целого, но относительно законченная единица учебного процесса. В нем есть все основные атрибуты этого целостного процесса: и цель, и задачи, и элемент содержания и т.д. В этом смысле некоторые дидакты (М.Н. Скаткин, И.М.Чередов) урок справедливо называют «клеточкой обучения». Если урок расчленить еще на более дробные части, то он как форма обучения утратит свою целостность.

— Постоянным, относительно устойчивым состав учащихся примерно одного возраста и одинакового уровня психофизического и интеллектуального развития. Конечно, в уровне развития детей есть определенные колебания в пределах верхней и нижней границ. А возрастной ценз различается в пределах одного года. Количество учащихся в одном классе при полной наполняемости — до 30 человек. Но часто бывает меньше по причине малочисленности детей в конкретном микрорайоне школы. Персональным состав класса много лет не подвергается резким изменениям. Если подобные перемены происходят, то не по соображениям проведения урока, а в связи с реорганизацией самих классов (слияние малочисленных классов; переходы учащихся из одной школы в другую и т. п.).

— Учащиеся одного класса учатся по одной программе по большинству предметов. Но они могут по своему желанию выбрать некоторые учебные предметы. Это так называемые факультативные и элективные курсы. Таким образом, изучая обязательный базовый курс учебных предметов, соответствующий стандарту образования, школьник имеет возможность удовлетворить специфические индивидуальные интересы и запросы.

— Урок имеет регламент, т. е. правила, регулирующие установленным порядок деятельности учащихся и учителей школы, каждого класса. Это — начало и конец или продолжительность одного урока, учебного дня, чередования занятий с отдыхом, стабильное расписание уроков, учебное помещение для проведения


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше