Виды памяти


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего проекта вы сможете найти большой сборник статей по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на страницы подобно стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ко плодовитое, может перейти в умственные способности. Недостаток способностей в учении есть по большей части не более, как неумение быть внимательным, и в этом неуменье всего более виновата сама школа ...»Ч И чтобы эти ворота быти широко распахнуты с первой и до последней минуты урока, учителю придется приложить все свое мастерство. «.. .Уменье учиться, в свой урок занять всех учеников есть критериум учительского достоинства», — справедливо писал великий педагог (там же) . Итак, непроизвольное и произвольное внимание ученика, приемы его поддержания — первая забота учителя от начала и до конца урока. К сожалению, не так уж редки парадоксальные факты, когда ученик физически сидит на уроке, но, если он невнимателен (отсутствует внимание), то все происходящее вокруг него не касается, проходит мимо. Иначе говоря, хотя он сидит в классе, но на занятии не присутствует, потому что его «ворота» не открыты.

Далее обратимся к основному на уроке — к учебному процессу. И мы встретимся с целым клубком педагогической психологии и прежде всего — с познавательными процессами: восприятием и памятью, воображением и мышлением. Как обеспечить неискаженное преднамеренное и осознанное восприятие ученика, какие средства наглядности этому помогут, как использовать особенности первой и второй сигнальных систем (по И. П. Павлову) в обучении? Как сделать учебный материал занимательным и вызвать удивление учащихся на уроке? Эти вопросы тоже решает учитель.

Продуктивно обучать чему-нибудь кого бы то ни быто — школьников, студентов, курсантов — без опоры на память невозможно. Не случайно классик марксизма В.И.Ленин призывал молодежь обогатить память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество (1920 г.). О воспитании памяти, о ее обогащении в процессе обучения, опоре на нее мы особо говорим по той причине, что в последние годы стало модным ругать обучение, которое рассчитано на развитие памяти обучающихся. Это особенно часто пишут в литературе по вопросам проблемного и развивающего обучения, с чем, конечно, согласиться нельзя. Пафос «критиков» памяти направлен на утверждение идеи о воспитании мышления и творческого отношения к делу. А надо ли доказывать, что без богатой памяти нет ни мышления, ни творчества.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше