Четыре типа обучения:


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего портала вы найдете большое собрание материалов по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ет Вова?», «Как называется это явление, Саша?» и т.п. При опросе группы или класса учитель сначала формулирует вопрос, а уж потом для ответа называет фамилию ученика. Такой прием имеет в виду, что каждый ученик будет думать над вопросом, а не только тот, которого попросили ответить до самого вопроса. И так — длинная череда приемов и операций, которые в системе и составляют метод. Операцией как частью метода мы будем называть разновидность приема, часть практического действия, например, при решении задач по математике, проведении лабораторный работ по разным предметам, по труду.

Приемы и операции по отношению к методу имеют известную самостоятельность (автономию) . Она выражается в том, что один и тот же прием может стать органической частью разнык методов и, наоборот: один и тот же метод каждый раз может быть составлен из разных приемов и операций. Это будет зависеть и от возраста учащихся, и от специфики учебного предмета, и от дидактических задач, которые призван решать тот или иной метод. И отсюда в методе — разные приемы и операции.

В конкретной ситуации учебного занятия наблюдаются даже взаимопереходы приема в метод, а метода — в прием. Иначе говоря, некоторые приемы перерастают в метод, а в другом случае сам метод свертывается до приема. Например, рассказ (метод) учителя о растительном и животном мире Африки сопровождается показом соответствующих фрагментов кино-, диа-, видеофильма. В этом случае демонстрация представляет прием. Другой раз учитель может избрать демонстрацию фильма самостоятельным методом проведения урока. Делая паузы в процессе демонстрации, он будет обращаться к учащимся с вопросами, с просьбой что-то записать в тетради (название местности, фамилию путешественника и др.), найти на географической карте местность, о которой речь идет в фильме и т. п. Во всех последних случаях обращения учителя к учащимся представляют приемы, в то время как показ фильма по отношению к ним — метод, т.е. основной способ ведения урока.

Такие ситуации взаимоперехода приема обучения в метод и метода в прием или операцию на практике нередки.

После рассуждений о взаимосвязи методов обучения с приемами и операциями можно сделать общее заключение: 1) метод — не какая-то зримая реальность в виде материальных средств обучения (книг, карт, технических и др.), а идеальный, мысленно созданный и существующий в голове учителя образ способа, пути обучения. Его и предстоит реально материализовать в виде действий, процедур, приемов. Можно сказать, что это


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше