Словесно-догматический тип


Приветствуем, уважаемый посетитель! На текущей странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить широкий сборник материалов по теме «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на страницы подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

есть модель действий, созданная учителем в голове, которую надо ему экстериоризовать (выразить во внешнем действии) в учебном процессе. И каждый раз эта модель строится или по ранее найденному подобному образцу, или возможно, это будет модель совершенно иной конструкции. И если эта модель метода в голове учителя сложилась, то, следовательно, она и будет инструментом учебнык действий и операций.

Поскольку метод обучения идеален, то передать его от одного другому — от мастера-преподавателя начинающему учителю — невозможно, как это можно сделать с вещью, передав ее из рук в руки. Так можно передать книгу, карту, видеофильм, а метод придется создавать каждый раз заново любому преподавателю. Другое дело — время на это затрачиваемое неодинаково: от многодневных размышлений до экспромта.

Методы обучения имеют длинным путь развития. Его история объясняется несколькими причинами. Во-первых, это развитие социальных целей обучения; например, научить грамоте переписчика книг — цель одна, добиться всеобщей грамотности населения -другая социальная цель. Во-вторык, изменение содержания обучения; в частности, еще в 1950-е г. в школах учили отдельно арифметике, алгебре, геометрии, а уже потом объединили в общий учебным предмет математику. В-третьих, развитие наук вообще, в том числе — педагогических и психологических, безусловно обогащает и развивает палитру приемов, операций и методов обучения в целом. Вспомним о развивающем обучении, интенсивная разработка которого по Л.В.Занкову, по Д.Б.Эльконину — В.В.Давыщову началась в 1960-х годах и продолжается в настоящее время. Оно принесло столько нового в приемы, операции и методы обучения! Благодаря достижениям педагогических, психологических и других наук стало это возможно. В-четвертык, обогащение средств обучения также привнесло много нового в развитие методов обучения. Имеются новые дидактические технические, радиоэлектронные и коммуникационные средства. Они весьма расширили методическую базу обучения и возможности решения дидактических, воспитательных и развивающих задач в учебном процессе. Телепередачи, использование видеомагнитофонов, компьютерной техники в учебном процессе побуждает преподавателей и к соответствующему обогащению методов обучения.

На протяжении веков сложились четыре типа обучения: словесно-догматический, объяснительно-репродуктивный, эвристический и творческий. Тип — это обобщенная модель спосо-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше