Лекция как метод обучения


Уважаемый читатель! На этой странице вы по достоинству можете оценить обширный цикл интересных статей по теме «Лекции по педагогике». Для удобства чтения весь представленный материал разделен на разделы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

вать так: «Какие бывают числа по делимости на два?» — то ответ будет однозначно определенный — четные и нечетные.

Беседа проводится со всем классом фронтально, но она может быть организована и в группе, подгруппе и индивидуально. И в любом случае учитель намечает, к кому из учащихся с каким вопросом обратиться, хотя в ходе беседы будут выступать не только они. Если кто-либо дает неполный, неточный, неверный ответ или совсем не отвечает, то такого ученика не следует упрекать, обвинять и тем более — стыдить. Полезно посоветовать ему внимательно следить за ходом беседы, обратиться к нему с таким вопросом, на который он наверняка ответит, задавать наводящие и вспомогательные вопросы. Так можно вовлечь его в активную беседу.

Беседа эффективна тогда, когда она проходит в непринужденной и активной форме.

б) Рассказ.

Это устное образное повествовательное монологическое изложение учебного материала. Его используют во всех классах по разным предметам. Он оправдывает себя в том случае, когда школьники мало знают о его предмете и не готовы к беседе. Для понимания учащимися учебного материала нужны систематические пояснения учителем новых терминов и понятий, сложных названий. Рассказ бывает нескольких видов.

Рассказ-вступление имеет в виду подготовку учащихся к восприятию нового учебного материала, который далее будет изучаться другими методами (объяснением, беседой и т.п.). Особенности такого рассказа — эмоциональность, краткость, занимательность, постановка проблемы и, следовательно, незавершенность, а некоторая интрига в смысле пока нераскрытой задумки к продолжению занятия.

Рассказ-изложение — это систематическое и последовательное монологическое изложение основного содержания учебного материала. При этом приводятся доводы, подтверждающие основные мысли урока, используются дидактические средства, вычленяется главное, существенное.

Рассказ-заключение, как правило, завершает урок. В нем подчеркиваются мысли из того, что уже изучалось на уроке. Учитель систематизирует знания учащихся, формулирует выводы, делает обобщения.

Методика рассказа такова. Учитель называет тему и план рассказа. У рассказа может быть занимательное начало, а ход рассуждений проблемным и эмоциональным. Факты, картины,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше